Вы здесь

Статья "Органы, осуществляющие проставление апостиля"

Органы, осуществляющие проставление апостиля

 

Ведущий специалист – эксперт
отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,
государственной регистрации актов гражданского состояния

Павлик Юлия Александровна

 

Согласно общепризнанным нормам международного права документы, составляемые в пределах юрисдикции одного государства, имеют юридическую силу на территории другого государства только при условии их соответствующего удостоверения в установленном порядке.

В настоящее время существует два основных вида легализации документов – проставление штампа «Апостиль» и консульская легализация. Выбор вида легализации в каждом конкретном случае зависит от страны назначения документа, а также может быть основан на типе документа, так как существует ряд документов, которые не подлежат ни консульской легализации, ни апостилированию (например, инвойсы, коносаменты и иные коммерческие документы).

Процедура консульской легализации документов достаточно сложна. Документ, прошедший данную легализацию, оказывается действительным только для государства, консульское учреждение которого проставило легализационную запись.

В отличие от консульской легализации документ, на котором проставлен апостиль, имеет юридическую силу в любой стране – участнице Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных документов и вводящей процедуру упрощенной легализации – проставления специального знака -штампа «Апостиль» (список ее участников составляет порядка 89 государств).

Апостиль проставляется по просьбе любого предъявителя документа, непосредственно на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Апостиль удостоверяет подлинность подписи лица, подписавшего документ, и печати (штампа), которым скреплен этот документ.

Апостиль составляется на русском языке. Заголовок апостиля должен быть дан на французском языке: "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)".

Апостиль может быть подготовлен путем проставления штампа либо методом компьютерного набора. Подготовка апостиля методом компьютерного набора осуществляется на отдельном листе бумаги формата A4. Текст в апостиле должен быть напечатан или четко написан от руки.

Помимо Гаагской конвенции отношения, возникающие в связи с проставлением апостиля, регулируются:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Законом СССР от 24.06.1991 № 2261-1 «О порядке вызова, пересылки и истребования личных документов  советских и иностранных граждан, лиц без гражданства из СССР за границу»;
  • Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
  • иными нормативно-правовыми актами.

В зависимости от вида документа, требующего легализации, правом оказания государственной услуги по проставлению апостиля наделены следующие органы:

  1. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы проставляют апостиль: на официальных документах, исходящих от органов государственной власти, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля; на копиях официальных документов, исходящих от судебных органов Российской Федерации, заверенных в установленном порядке; на копиях официальных документов, удостоверенных нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия; на российских официальных документах, выданных, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия. Порядок проставления апостиля данными органами осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (далее – Административный регламент).
  2. Министерство обороны Российской Федерации проставляет апостиль на документах о военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах СССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации. Право проставления апостиля данному органу предоставлено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 523 «О предоставлении Министерству обороны Российской Федерации полномочий на проставление апостиля на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах СССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации.
  3. Федеральное архивное агентство и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела проставляют апостиль на архивных справках, архивных выписках и архивных копиях, подготовленных государственными и муниципальными архивами. Порядок проставления апостиля данными органами осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры России от 28.12.2009 № 894 «Об утверждении Административного регламента Федерального архивного агентства по предоставлению государственной услуги «организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства». 
  4. Министерство образования Российской Федерации и его региональные органы проставляют апостиль на документах об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Порядок проставления апостиля регламентируется приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.06.2012 № 482 «Об утверждении Административного регламента  проставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской федерации в области образования, государственной услуги по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях».
  5. Органы ЗАГС субъектов Российской Федерации проставляют апостиль на официальные документы о государственной регистрации актов гражданского состояния. В Вологодской области порядок проставления апостиля органами ЗАГС регламентируется Приказом Управления ЗАГС Вологодской области от 29.12.2009 № 1374 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги проставление апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, Управлением ЗАГС Вологодской области.
  6. Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации проставляют апостиль на документах, исходящих от этих органов, в порядке правопреемства аналогичных функций Генеральной прокуратуры СССР и МВД СССР, наделенных правом проставления апостиля постановлением Совета Министров СССР от 12.11.1990 № 1135.  

Особое внимание в данной статье необходимо уделить проставлению апостиля территориальными органами Минюста России и новому Административному регламенту, регулирующему порядок его проставления.

С 04.09.2012 (даты вступления в законную силу Административного регламента) заявитель (физическое или юридическое лицо) может обратиться в территориальный орган Минюста России с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженном как письменной, так и в устной форме.

Существенно новым является то обстоятельство, что документы для проставления апостиля могут быть направлены в территориальный орган Минюста по почте, а не только переданы на личном приеме.

Для получения государственной услуги заявителем представляются:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо (доверенность или иной документ);
  • российский официальный документ, на котором необходимо проставить апостиль;
  • письменный запрос о предоставлении государственной услуги по установленной форме (только в случае направления документов для предоставления государственной услуги почтовой связью или курьерской службой доставки).
  • подлинный экземпляр квитанции об оплате государственной пошлины (указанное требование применяется до 01.01.2013, в последующем данные сведения будут запрашиваться территориальным органом Минюста России у компетентного органа на основании межведомственного соглашения).

Следует отметить, что заявитель в добровольном порядке может представить квитанцию об оплате государственной пошлины и после 01.01.2013. В данном случае запрос в компетентный орган для получения сведений об оплате апостиля направляться не будет, что позволит значительно сократить сроки предоставления государственной услуги.

Также в новом Административном регламенте предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги и дополнен перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги.

В приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывается в случаях, если:

  • не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (применяется до 01.01.2013);
  • официальный документ предназначен для представления в компетентные органы государства, которое не является участником Конвенции;
  • официальный документ исходит от органа, должностного лица, нотариуса или юридического лица иностранного государства;
  • официальный документ исходит от органа, который сам уполномочен на проставление апостиля;
  • на официальном документе отсутствуют подпись лица, от которого исходит официальный документ, и (или) оттиск печати органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, органа местного самоуправления и иных органов и лиц, от которых исходит официальный документ;
  • если исправления, имеющиеся в тексте официального документа, не оговорены лицом, подписавшим документ;
  • если подписи лиц и (или) оттиски печатей, содержащиеся на официальном документе, не являются отчетливыми и поддающимися сравнению с образцами, имеющимися в территориальных органах Минюста России;
  • если листы официального документа не прошиты и (или) не пронумерованы и (или) не скреплены оттиском печати органа или лица, от которого исходит официальный документ.

В предоставлении государственной услуги отказывается по следующим основаниям:

  • официальный документ не предназначен для вывоза за границу в соответствии с Законом СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу";
  • официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов;
  • лицо, подписавшее официальный документ, не обладает полномочием на его подписание;
  • подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати на официальном документе не соответствуют имеющимся в территориальном органе Минюста России образцам;
  • подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати на официальном документе не могут быть удостоверены территориальным органом Минюста России ввиду отсутствия образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит официальный документ, а также неподтверждения им факта совершения официального документа;
  • официальный документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;
  • поступление в территориальный орган Минюста России документально подтвержденной информации о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным официальный документ, представленный для предоставления государственной услуги.

Изменились и сроки оказания государственной услуги.

Так, срок предоставления государственной услуги и выдачи (отправки) официальных документов с проставленным апостилем заявителю не должен превышать 3 рабочих дней, следующих за днем поступления от заявителя официальных документов в территориальный орган Минюста России.

Принимая во внимание изложенное, следует отметить, что принятые в данной сфере Административные регламенты существенно упростят процедуру оказания компетентными органами государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

10 октября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).